Симон Блаженный Юрьевецкий

Справка: родился в первой половине XVI в. в дер. Братское, ныне село Оделево Приволжского района Ивановской области; умер 17.11.1584 в городе Юрьевец Ивановской области. С юных лет он принял на себя подвиг юродства и тайно ушел в глухие леса. Позже поселился в доме священника о. Иосифа в с. Елнать. Прожил здесь 15 лет. Затем переселился в город Юрьевец, где после кончины и был погребен в Богоявленском монастыре. Обладал даром прозрения: многое предвидел и предсказывал будущее. О пророчествах и чудесах блаженного и поныне ходят легенды. Упоминание о том, что Симон переходил Волгу «яко по суху», можно встретить на страницах повести С. Пророковой «Левитан» (М., 1979), в повести Дмитрия Жукова «Аввакум Петров». Много чудес свершилось над могилой Блаженного, и в 1619 году над ней был построен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами во имя пророка Илии и святиого Макария Желтоводского. О чудесах игумен Богоявленской обители Дионисий в 1635 году донес святейшему патриарху Иоасафию, и тот специальной грамотой велел почитать Симона наряду с прочими святыми: составить описание жизни и чудес Симона, соорудить раку и написать икону святого угодника. Празднование блаженному Симону совершается 18 ноября.
Над широким раздольем разлившейся в Горьковское водохранилище Волги, на ее высоком правом берегу, расположился древний русский городок с былинным княжеским именем – Юрьевец. Вот уже восемь веков глядится он в неспешные воды великой матушки-Волги, привыкая, должно быть, к ее своенравному характеру. Но и жизнь маленького города за всю его немалую историю под стать великой реке. У реки – раздольный и переменчивый характер, точно такой же и у города, недаром и звался он в старину – Георгиевск - Повольский, или Юрьевец Повольский. То тихая это жизнь, а то взорвется – и поди ее успокой! Но в час и и день, лишь Богу ведомый, коснется города Ангел-хранитель, осенит крылом – и затихнет он, как младенец, просветлеет, зачарованный волжской красой и малиновым звоном.
А Ангел-хранитель у него не один, а трое. Привел их Господь хранить этот край, каждого в свое время. Первый хранитель – Георгий. От него дано имя городу, он его крестный, хоть и старше почти на десяток столетий. В своем основателе приобрел Юрьевец второго Ангела-хранителя. Георгий Всеволодович, в смиренном молении каясь за грехи свои и народные, испросил себе мученическую кончину. Позже Господь дал городу третьего Ангела – звался он Симон. О нем и пойдет речь.
Родился Симон, согласно житию, в первой половине XVI века в селе Оделеве. Отца его звали Родионом, а мать Мариею, они были простые земледельцы, но люди благочестивые. Симон еще с малых лет начал служить Господу Богу и, возрастая телом, вырастал и добродетелями, он боялся оскорблять Бога неправдами и беззакониями. Добродетельному Симону не угодно было жить на родине. Он тайно покинул дом и отправился по приволжским городам и весям ниже Кинешмы. Он хотел быть никем не знаемым и жить там, где укажет ему Господь. Спал Симон при церквях, монастырях, а то и просто на открытом воздухе. Питался травами, кореньями, хлебной коркой. Зимой и летом ходил в одной рубахе, босой, стоически перенося насмешки окружающих.
После многих лет скитаний Симон перешел жить в Юрьевец. Молчаливый, худой – даже кожа прилипла к костям – он помогал без оплаты юрьевчанам колоть дрова, чистить снег, копать грядки. Он никогда не хотел оставаться без работы, или быть праздным и отдыхать. Симон изнурял себя постом и молитвами. Ежедневно ходил в местные храмы – это было единственным утешением в скорбной жизни его. Поклонов при богослужении не делал, не крестился, стоял – весь внимание. Ночевать он уходил в полюбившуюся Богоявленскую обитель или на заезжий двор, откуда его нередко выгоняли на стужу. Симон не обижался: ему открылась тайна Господня, а им, грешным, - нет. За плевками в свою сторону, непониманием, ему было легче сохранять чистоту души и тела, скрывать свои добродетели от славы земной ради Христа. Стоя на коленях в снегу, он за ночь тысячу, а то и две – три тысячи поклонов отвешивал Всевышнему, моля у него прощения за людскую злобу.
Иногда горько оскорбляли блаженного недобрые люди, смеялись над ним, как над безумным, укоряли его в притворстве, толкали и даже били его. Но кроткий Симон все оскорбления переносил терпеливо, даже не уклонялся от обид и иногда сам напрашивался на оскорбления себе, притворяясь нахалом, хотя имел в себе Христово смирение. И не только не платил за зло злом, но еще молился за обижающих его. Так терпя от других обиды, он говорил про себя: «Господи, не поставь им это в грех», а вслух еще укорял самого себя. У него была такая поговорка: «Симон, ты глупец, несытая гортань».
Блаженный Симон, как юродивый, ходил обыкновенно по улицам Юрьевца и заходил в разные дома. Один раз пришел он в дом воеводы Третьяка Трегубы и вел себя в нем неприлично, как бы безумный. Увидя его в своем доме, воевода обиделся, что он был невежлив перед своим начальником и осмелился зайти к нему в дом, да еще в нем безобразничать. Начал он упрекать своих слуг за то, что они безумного пустили в дом, и приказал тотчас выгнать Симона со своего двора. Рабы, исполняя приказание своего господина, бросились на юродивого, били его по голове и вытолкали из дома. Блаженный же, предвидя наказание Божие воеводе, выходя из дома, сказал ему: «Завтра у тебя с сеней свалится корова».
Воевода не обратил внимания на эти слова и не понял их. Но на другой день увидел, что пророчество блаженного сбылось. Жена его Акилина шла по сеням дома, запнулась, упала с высоты на землю и убилась до смерти. Безутешно плакал Третьяк о своей любимой жене и с горькою печалью похоронил ее. С того времени он стал почитать блаженного, часто с удовольствием принимал его в свой дом и даже сажал с собой за один стол.
Однажды блаженный был в доме у воеводы и предсказал, что скоро будет пожар. Воевода уже испытал на себе предсказание блаженного, но усомнился в этом предсказании. Но блаженный не переставал говорить как самому воеводе, так и остальным: «Будет пожар, молитесь Богу». Не только не поверили ему, но еще немилосердно избили его недобрые люди. С радостью потерпел это блаженный и пошел по улицам города.
Немного времени спустя после этого предсказания по попущению Божию в полдень загорелся Юрьевец. Воевода Третьяк, увидя такое наказание Божие, вспомнил пророчество праведника и послал по всему городу искать его и привести к себе. Посланные нашли его в Богоявленском монастыре в паперти, где он молился перед образом Богоматери за город и людей, и привели к воеводе. Воевода и граждане начали просить блаженного, чтобы он своими молитвами спас их от такого гнева Божия. Симон сжалился над ними и тайно молился Господу Богу, чтобы Он отвратил от города праведный гнев свой. Потом вдруг так сильно ударил воеводу по щеке в наказание за его неверие, что звук удара слышали многие близ стоящие, затем он протягивает руку и указывает воеводе на огненный пламень от горевших домов – их уже много сгорело. И лишь только указал на горевшие дома, и огонь начал гаснуть и пожар прекратился. Народ благодарил Царя небесного за то, что он по молитвам праведника избавился от большой напасти.
Со временем в предсказания и чудеса Симона блаженного уверовали все жители Юрьевца и округи. Однажды житель Юрьевца Иосиф Зубарев переплывал Волгу на небольшой лодочке. На середине реки застигла его буря, от сильного ветра поднялись волны, лодка его наполнилась водой и начала тонуть. Утопающий отчаялся, но вдруг увидел на берегу Волги блаженного Симона и начал призывать его на помощь. И что же? Буря утихла, волны улеглись, и он переехал Волгу невредимым. Также чудесным исцелением закончилось обращение за помощью к Симону для священника Алипия, который подавился костью. Сбылось пророчество блаженного и в том, что на противоположном Юрьевцу берегу Волги через сорок лет после его смерти возникнет монастырь.
В 1584 году крутого воеводу Третьякова сменил и вовсе зверь – Федор Петелин. Однажды Симон взошел к нему в дом и вел себя, по обычаю, как юродивый. Воевода разъярился гневом на блаженного, как на проказника, сам своими руками начал его бить, велел бить его и своим слугам, таскать за волосы по земле, топтать ногами. И безжалостные слуги избили его до того, что он не мог и встать, от этих побоев блаженный занемог. Так как у Симона не было никакой квартиры, то избитого его оттащили в подвальное жилье, послали худую рогожу и бросили на нее. Здесь, страдая от ран, он изнемогал и ни от кого не было ему никакого утешения – ни от кого он не услышал даже слова сострадания. Болезнь его все усиливалась, и он увидел, что наступает конец его жизни. И вот, лежа на своей убогой постели, он всей душой обращается к Господу и всего себя предает его милосердию. Правда, час смертный страшен, страшны мытарства духов воздушных, нападения демонов, но блаженный, имея твердое упование на Предстательницу всего мира, причистую Владычицу Богородицу, непрестанно молился ей, чтобы она помогла ему, чтобы с страшный час смертный предстала ему и охранила душу его от ненавистников его – злых духов. потом попросил одного из слуг Петелина оказать ему последнюю услугу - сходить за духовным отцом. Слуга сходил и привел священника. Сердечно возрадовался блаженный, увидя пред собой духовного врача и пред ним со слезами принес раскаяние Господу Богу, он опасался, чтобы какой-либо грех не попрепятствовал душе его взойти на небо.
Воевода, услышав, что блаженный скончался, сознался, что он виновник смерти его, поспешил к телу его и, увидя умиление на лице и раны на теле, напоминающие ему как немилосердно и безумно поступил он с Симоном, увидя, что тело лежит на разодранной рогоже и не покрытое, припал к нему и безутешно плакал. При этом он бил себя по лицу, раскаивался в том, что сам он жил широко, ел сладко, а бедному не дал ни теплого угла, ни куска серого хлеба. Всякому он рассказывал о своем грехе против блаженного, не хотел утешиться, не хотел расстаться с телом его, так он сожалел о своем грехе и своим сердечным раскаянием хотел загладить свою вину. Для тела блаженного Симона он приготовил приличный гроб и своими руками положил его в этот гроб.
На погребение блаженного воевода велел созвать духовенство всего города. Узнав об этом торжественном погребении, из уважения к блаженному, сошлось на погребение его множество народа – не только жители города, всякого чина и возраста, даже женщины с грудными младенцами, но и жители окрестных селений.
Когда Федор пошел на погребение праведника, то без счету взял с собою в мешочек много серебра, чтобы раздать его нищим и убогим. Возвращаясь с погребения, он приказал своим слугам позвать в свой дом священников, диаконов и весь причет церковный, а вместе с ними и монашествующих и всех нищих, приготовил для них обильную трапезу и сам всем им служил. Когда еще не собрались в его дом званные люди, он хотел узнать, сколько денег он раздал в милостыню, и поэтому начал считать. Сколько у него их осталось. Но когда он сосчитал свои деньги, то удивился – все деньги его были целы, не убыло ни одной копейки – сколько денег было у него прежде, столько же осталось и после того, как он очень много роздал бедным.
Вот как окончил свою жизнь угодник Божий – блаженный Симон, он радовался о Господе, - жил так, что без сомнения стал в числе праведников, которые почивают на небе в месте светлом, в месте покойном, где уже нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная и блаженная.
«В вечной памяти будет праведник, не убоится худой молвы», сказано в святом писании, и действительно, как после кончины блаженного, так и в следующее время, и даже в настоящее живо помнят его православные как в Юрьевце, так и на родине его в Оделеве, и в других селениях. Дивные дела совершались по молитвам блаженного Симона и по его кончине – и совершались над многими страдальцами от различных болезней.
В 1660 году, первого марта пришла в Богоявленский монастырь из окрестной Юрьевцу Березницкой волости, деревни Горлихи крестьянина Павла жена Ульяния Исакиева, у нее сильно болели глаза. Этой болезнью она страдала три года, от боли она не имела покоя ни днем, ни ночью. И вот, пришла она к блаженному Симону, не исцелит ли он ее угодник Божий. По ее прошению отслужена была панихида, после чего ей сказали, чтобы она приложилась к иконе блаженного. Как только она это сделала, так болезнь глазная, которой она страдала целые три года, оставила ее, она совсем выздоровела и с радостью воротилась домой.
В 1705 году, 17 декабря пришла в Богоявленский монастырь из деревни Кондратова крестьянка Мария Афанасьева и заказала отпеть панихиду над могилой блаженного. А после панихиды рассказала о себе следующее. Месяца с четыре и более она страдала расслаблением тела, не могла владеть ни руками, ни ногами. Находясь в этой тяжкой болезни, она слезно молилась Господу Богу, призывала в помощь себе и блаженного Симона юродивого. В то же время Мария дала обещание отпеть панихиду над гробом угодника Божия, если Господь по его молитвам исцелит ее от болезни. Молитву эту услышал блаженный, она стала здорова и пришла исполнить свое обещание.
В деревне Кнышево крестьянин Кирилл Савин долго был болен ногами. Много он испробовал лекарств, но ни одно ему не помогло. Когда же он вспомнил о блаженном Симоне и обещал отпеть панихиду в часовне его, то незамедлительно ногам его стало лучше, и он выздоровел. Это было 14 мая 1857 года.
И еще много всяких чудес свершилось над его могилой. О них игумен Богоявленского монастыря Дионисий в 1635 году доложил святейшему патриарху Иоасафу, и тот специальной грамотой велел почитать Симона наряду с прочими святыми.
Жизнь блаженного Симона, который так много пострадал ради Христа, была жизнь самая богоугодная и святая.
Он понимал, что каждый человек создан по образу Божию, что Господь наделил человека разумом и словом. Чем отличил его от неразумных и бессловесных животных. Поэтому человек должен уподобляться самому милосердному и пресвятому Господу Богу, а не бессловесным животным, у которых нет бессмертной души. Хорошо это понял Симон и старался жить так, как велят нам заповеди Божии.
Симое избрал особый подвиг для угождения Богу – это юродство, он казался всякому глупым и невеждою. Через свое юродство он хотел скрыть от глаз других людей свои добродетели. Видевшие его жизнь, смеялись над ним, как над глупцом и ничего не смыслящим человеком, иные же жалели его. Но он жил не для людей, а для Бога, и душа его украшалась добрыми делами.
Он совершил довольно чудес. Как при своей жизни, так и при своем преставлении. Ясно, что он, прославленный угодник Божий, что он святой. таковым всегда почитали его жители Юрьевца, таковым признал его и всероссийский святейший патриарх Иоасаф в 1635 году.

Возврат к списку