Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Адрес:
Юрьевецкий район, с. Жарки

Стоит на окраине села, на кладбище.

Построена из кирпича в 1832 г., колокольня достраивалась, вероятно, десятилетием позже. Фасады побелены по кладке.

Традиционный тип пятиглавого храма в позднеклассицистическом исполнении. Типологически близка храму в Каменниках.

Высокий двусветный четверик с четырехгранной выгнутой кровлей увенчан чешуйчатыми главками с перехватами на восьмигранных барабанах. При этом более крупная центральная - почти круглая, а четыре другие, сильно разнесенные к углам, — намного ниже и удлиненной формы.

В композиции доминирует трехъярусная колокольня, с двумя ярусами звона, покрытая граненым куполом со стоящим на нем восьмигранным барабаном с шатровым шпилем и крестом. Над входом сохранился металлический зонт с ажурными деталями. Фасады двух нижних ярусов колокольни представляют собой четырехпилястровые фронтонные портики; арки дополнены импостами и замковыми камнями. В завершении верхнего яруса использован декоративный мотив, в котором очевидно влияние эклектики.  

Точные сведения о времени создания и авторах стенописей отсутствуют, но по стилистическим признакам их можно отнести к 1840-м гг. В 1970-е гг. они были грубо прописаны масляными красками. Живописные композиции свода и стен четверика расположены в несколько ярусов.

В центре свода изображены восемь ангелов, а в нижней части каждого лотка - по две композиции на темы Страстного цикла. Эти сюжеты обрамлены пышными барочными картушами, выполненными гризайлью. В основании свода проходит узкий живописный пояс, имитирующий архитектурный карниз с консолями и поясом ионик.


Сюжеты на северной и южной стенах, расположенные в три яруса, зеркально симметричны относительно друг друга. В среднем помещены горизонтальные композиции на евангельские сюжеты, а верхнем, нижнем и откосах окон - фигуры отдельных святых. На западной стене симметрично в прямоугольных рамах со скругленными углами размещены евангельские сцены. Между собой они разделяются сухим "византийским" орнаментом. Свод алтарной апсиды целиком занят большой композицией "Да молчит всякая плоть".В стилистике стенописей четверика и апсиды сочетается обычный для их времени академизм с элементами провинциальной барочной живописи.

В трапезной живопись поздняя: четыре крупные композиции напоминают копии с историко-религиозных картин нач. 20 в. В четверике церкви находится трехъярусный иконостас сер. 19 в.  Его центральная часть выдвинута вперед, а боковые "завернуты" на северную и южную стены храма. Иконостас отличается простотой и лаконичностью архитектурных и декоративных форм, характерных для позднего классицизма.

Возврат к списку