Интересные факты о Плесе

Чувиль - в русском языке слово обозначает глиняные свистульки - уточки, так они назывались на Белой Руси. В древнеязыческих верованиях славян и угро-финских племен, связанных с культом воды, утка была символом жизни, талисманом счастья.

Следы первых людей  обнаружила Плёсская экспедиция Института археологии Академии наук, которая регулярно, в течение 20 лет, вела здесь широкомасштабные раскопки. Местом находки древнейшего поселения стал самый центр города - бывшая крепость, Соборная гора, причём "наследили" старейшие жители давно: более 10 тысяч лет назад. Тогда и крепости не было, и даже Волга была здесь, на данном отрезке, сравнительно молодой (со времени таяния последнего ледника).

Первобытные рыболовы и охотники эпохи мезолита оставили нам кремнёвые орудия и отходы их производства (только камень дошёл до нас с тех времён). Наконечники стрел, кремнёвые ножи, скребки. Надо сказать, подобные находки есть и в районе Плёса, по берегу Волги. Археологические памятники далёких эпох для гостей Плёса могут стать объектами специальных экскурсий.

Не единожды найдены в Плесе клады.  Хоть целью археологических исследований является не поиск кладов, а новые знания о местной древней истории, но в ходе регулярных раскопок клады попадаются. Древнейший из них найден на месте легендарного "града Чувиля" - прямого предшественника древнерусского Плёса. Ни много, ни мало, - самый крупный верхневолжский клад ювелирных изделий I тысячелетия нашей эры. 400 изделий местных финских мастеров. И все, предположительно, от одного женского костюма. Знали мастера и скань, и зернь ещё до Киевской Руси. Перенесли затем, в XII веке, своё мастерство в новый город, основанный на Волге Юрием Долгоруким, и заселили здесь как минимум две улицы.

Несколько лет назад канал "Культура" поведал о денежном кладе, обнаруженном в подвале дома воеводы Ромодановского (середина XVI века). Найденный кошелёк с монетами не был накоплением воеводы. Это были, как бы сегодня сказали, "федеральные поступления" - деньги на содержание местного гарнизона. Но дом сгорел - вероятно, во время очередного набега казанских татар - и о тяжелом кошельке вспомнить было уже некому...

Другой плёсский клад может так называться только на языке археологов. Не деньги и не драгоценности - набор для игры в бабки! Завёрнутый в тряпицу набор костей и бита с залитым свинцом были спрятаны в XV веке в доме под половицу, до следующей игры - да так там и остались. На несколько веков. Почему прятали? Азартные игры (шашки и шахматы в том числе) церковь не разрешала.

Возврат к списку