Интересные факты о Плесе
Украшение русского северного дома – наличники. Таких не увидишь ни в Норвегии, ни в Дании, ни в Англии, хотя широко известны традиции корабельной резьбы норманнов, кельтский шнуровой орнамент и лабиринты - символы непрерывности и связанности всех вещей, указывающие маршрут к источникам силы, духовной концентрации живых энергий. Русский наличник более привычен, но не менее загадочен.
Конечно, наличники служат утилитарной защитой от холода и сквозняков, проникающих сквозь щели, но они же оберегают дом от напастей и разного рода нечисти. Русский дом антропоморфен и потому слово «наличник» особого толкования не требует.
В переводе с русского на русский «наличник» - находящийся на лице. То, что мы называем фасадом дома – его «лицо», «улица» – линия в ряд поставленных домов (у лица). Мир, простирающийся за стенами дома, порой неведом и суров, а двери и окна – не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Чтобы защитить дом от навий, упырей и, один бог знает чего ещё, сохранить мир дома и рода древние окружали себя оберегами. Обережным орнаментом как ковром покрывались все предметы, начиная от орудий труда, домашней утвари, полотенец, платья, до украшений, домов и храмов.
Язык рисунков сложен и неоднозначен. Одни символы являются прямым обращением к богам, или силам природы, другие способны стереть грань между мирами, третьи служат оберегами, «отвращающими» темные силы. Узоры на наличниках несут в себе магическую силу. Каково же значение всех этих плетёнок, ромбиков, капель, драконов и птиц?
СОЛНЦЕ- самый важный среди магических знаков наших предков. Все солярные знаки связаны с приобретением и преумножением как материальных, так и духовных благ и считаются очень сильными, мужскими знаками. Солнце изображалось в разных видах, и не всегда это был круг. Часто встречается его изображение в виде ромба с исходящими из центра лучами. Восходящее и нисходящее полусолнца трактуются как знаки восхода и заката. Часто символы, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, сопровождают их солярные спутники – конь и птица, которые, согласно мифологии, являются «носителями». В наличниках советского времени, а в особенности в послевоенный период солярные знаки трактовались как цветочек, либо их заменяла пятиконечная звезда.«носителями».
ВОДА несет в себе сакральный смысл очищения. От нее зависит урожай и благосостояние семьи. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дарующей жизнь. Изображенные с помощью водного орнамента: зигзагов, простых и сложных плетенок, волнистых линий, воды делятся на небесные и подземные. Дождевая вода носит, в отличие от речной, мужское оплодотворяющее начало. «Хляби небесные» в союзе со знаками истекающих капель «груд» – это ярусы облачных небес. Совсем другая вода – речная, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли – из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом. Текучая речная вода, это и сакральное сравнение с временем - вода неизбежно утекает, как и утекают дни, годы и века.
ФИГУРА ЖЕНЩИНЫ–БЕРЕГИНИ одна из наиболее часто встречающихся в орнаменте. Иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги. Парные фигурки берегинь в наличниках советского времени превратились в знак карточной масти «пики»
Видимо потому что вся местность вокруг Плёса носит название Чувиль (птичье царство), чаще всего в плёсских наличниках из зооморфных мотивов встречается изображение птицы.
ПТИЦА– существо для древних загадочное, магическое. Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста-Сокола. Птицы - небесные посыльные, символы свободы и трансцендентности, символы духа, освобожденного от земных связей и общающегося с небесными силами. Возвращаясь на землю, они приносят весть богов - прорицания и указания. Птицы помогают смертным в их духовных и земных путешествиях. Интересен общий для всех птиц знак – «птица клевучая». Стоит вспомнить, что в русской традиции птица, бьющаяся в окно - предвестник скорой кончины кого-то из живущих в доме.
Редчайшая тема в оформлении наличников – изображения драконов. Не в русской традиции изображать Змея Горыныча, в особенности на очелье наличника. Откуда мог попасть на Волгу ДРАКОН?
Мы встречаем его под именем Белого змея в фольклоре скандинавских народов. В южных частях Швеции его принято считать одним из добрых домашних духов которого все домашние с удовольствием кормят; он снисходит до того, чтобы устраивать свое обиталище под полом в доме. По слухам, Белого змея видят исключительно редко, возможно, раз в сто лет, и то в безлюдных местах. Колдуньи специально искали и варили его кожу вместе с другими магическими компонентами, чтобы достичь полного понимания секретов природы, так как, обитая в самых сокровенных уголках земли, у корней скал и гор, деревьев и растений, он впитывает в себя их оккультные силы и делится ими с тем человеком, которому разрешает себя найти. Такой человек познает свойства трав и камней, будет знать, как залечивать раны и исцелять все болезни.
Суля защиту и надежду на удачу в дальних походах и битвах покрывались орнаментальной тайнописью кили и борта кораблей - самого важного в жизненном укладе русских. Те же мотивы использовались в «корабельной» резьбе домов. Шло время, топорную работу сменила столярная, менялась технология резьбы от корабельной или глухой к накладной и пропильной, а символика сохранялась. Орнаменты традиционны и консервативны. Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.
Светлана Зырянова, архитектор