Интересные факты о Плесе
Еще в 1868 году ставился вопрос о проведении железной дороги от ст. Иваново к Волге на г. Плес, так как Плес – крупный перевалочный грузовой пункт на Волге – находится почти на одну треть пути ближе к Иванову, чем Кинешма.
По данным 1857 года, восемь наиболее состоятельных плесских купцов имели для перевозки хлеба собственные суда, вмещавшие от 12 до 28 тысяч пудов клади каждое. Эти парусные суда при безветренной погоде вели артели бурлаков. Поэтому на каждом из судов было занято от 25 до 40 рабочих. Перевозкой хлеба для крупных торговцев занимались также некоторые из плесских мещан, располагавших небольшими судами "тихвинками", подымавшими от 3 до 7 тысяч пудов.
В то время в Плесе существовали две товарные пристани: одна только для хлебных грузов, вторая служила перевалочным пунктом для всех товаров, необходимых текстильным предприятиям Иванова и Шуи. Имелась также пристань для пассажирских пароходов, которые запасались здесь топливом.
Значительное количество жителей Плеса существовало на средства, "заработанные на Волге". Многие из них работали на судах лоцманами, водоливами или бурлаками, зарабатывая за лето при хозяйских харчах около 20 рублей серебром.
На Середском спуске и по берегу реки Шохонки располагалось много хлебных складов. С наступлением зимы, когда навигация на Волге прекращалась, большие обозы хлеба отправлялись санным путем в Шую, Иваново и другие промышленные города. Сюда же все время тянулись обозы с прочими различными товарами.
Однако вичугские фабриканты добились, чтобы трасса железнодорожного пути пошла не на Плес, а на Кинешму.
Это стало сильнейшим ударом по экономике города. Прекратилось движение гужевых обозов. Невыгодным делом стала отправка хлеба из Плеса в Иваново. Привозные товары оказалось выгоднее разгружать с судов в Кинешме и транспортировать далее по железной дороге, а не на телегах плесских купцов. Мельницы на Шохонке начали перерабатывать зерно только лишь для местных нужд. Прибыль от хлебной торговли стала доставаться кинешемским купцам.
Начался настоящий исход торгового люда из Плеса в Кинешму – там они заселили даже целую улицу под названием Плесские дворы. Постепенно в Кинешму перебрались и плесские торговцы Иванчиковы, Маклашины и Шемякины. Коренное местное купечество переключилось на торговлю с соседним фабричным селом Яковлевским (ныне г. Приволжск) и с заволжским торговым селом Есиплевым.
Единственным спасением для Плеса оказались столичные дачники, для которых речной транспорт по-прежнему оставалась удобным и весьма приятным способом передвижения. Чуть ли не все население города летом сдавало в аренду комнату, этаж, а то и весь дом целиком, переезжая в собственный сарай или другую хозяйственную постройку.
Существует легенда, что плёсские купцы, спасаясь от железной дороги, которая, считали, их разорит, попросту "откупились" от неё.
В 1895 году в Минестерстве путей сообщения был утвержден план сооружения второго железнодорожного выхода к Волге для Ивановского промышленного района: Середа-Плес. По этому проекту железнодорожная ветка должна была спускаться к Волге у города Плеса по удобному отлогому берегу мимо усадьбы Миловка, в четырех километрах выше Плеса. Но владелец этой усадьбы – фабрикант Горбунов – опротестовал проект, дело затянулось. Весной 1914 года Министерство путей сообщения решило начать постройку дороги по тому же варианту. Но всесильный Горбунов потребовал изменения проекта. После долгих споров был избран менее удобный спуск железнодорожной ветки к Волге под хутором близ нефтебаков.
В 1919 – 1921 гг. были выполнены все земляные работы по сооружению трассы с насыпями и выемками на расстоянии 37 километров. Но по направлению к Плесу было проложено лишь 5 километров рельсового пути, т.к. хозяйственные цели изменились, и первоочередной задачей стало снабдить яковлевские фабрики топливом (пришлось в первую очередь прокладывать линию узкоколейной железной дороги к Ногинскому торфяному болоту).
Постройка линии на Плес была отложена, а здание деревянного вокзала, построенного возле Плеса, перевезли в Наволоки и переделали под квартиры. Земляные насыпи остались до сих пор. Их можно видеть и теперь по направлению от г. Приволжска к Плесу близ деревень Филисово, Юрсино, Кренево, Салтаниха.